Рабочая программа Музееведение

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No 8» С. КАШИНО
_________________________________________________________________________________________________________________________
__
620021, Свердловская обл., Сысертский р-он, с. Кашино, ул. Школьная, 13 тел.: 8(34374)6-31-51 e-mail: ekaterina1951@yandex.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ СОШ № 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования:
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Всей семьёй в поход» (далее
«Программа»), разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ
образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года;
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным стандартам»,
Участие детей в деятельности
кружка
«Музееведение» способствует возрождению в нашем обществе
патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формированию у них гражданской
активности, социально-значимых качеств личности, способных проявить их в интересах нашего общества, в укреплении
и совершенствовании его основ.
На занятиях в кружке «Музееведение» дети получают дополнительные знания по истории, культуре,
политическому и экономическому развитию страны на близком примере своей малой Родины. Кроме того, деятельность
кружка способствует дальнейшему развитию школьного музея, который участвует в образовательном процессе через
экскурсионную работу, музейные уроки, предоставление музейных предметов и материалов исследовательских работ по
краеведению для уроков и внеклассных занятий.
Целями деятельности кружка «Музееведение» является:
- воспитание учащихся уважению к прошлому, бережного отношения к реликвиям, формирование патриотизма и
потребности сохранить для других поколений - исторические, природные, материальные, художественные и
культурные ценности;
- развитие личности через освоение теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры
родного края, музейного дела.

Программа предусматривает реализацию следующих задач:
- ознакомить учащихся со схемами тематического размещения экспозиции и маршрута экскурсионного осмотра
нашего музея;
- обучить изготовлению текстов и этикеток, оформлению музейных предметов и их размещению по музейному
оборудованию;
- подготовить экскурсоводов для музея;
- ознакомить с основами научно-фондовой работы;
- познакомить учащихся с основами науки генеалогии и научить составлять свою родословную;
- вовлечь в поисково-исследовательскую деятельность.
Для наиболее успешного обучения по данной программе необходимо сочетать групповые занятия и индивидуальные. В
ходе занятий обучаемые могут проводить небольшие исследовательские работы по тематике музея и своему
родословию, а в конце 2-го года обучения разработать социальный проект (например – создание новой экспозиции,
выставки и т. п.).
Все занятий проводится на базе историко-краеведческого музея МАОУ СОШ № 8 с. Кашино
Программа адресована учащимся 7- 8 классов, проявляющим интерес к истории Урала, своего села, к истории
своей семьи и своего рода и тем, кто активно участвует в сборе материалов и экспонатов для музея и желает
попробовать себя в профессии экскурсовода и музейного работника.
Программа предполагает и участие членов семей обучаемых в деятельности кружка.
Актуальность программы – историческое краеведение является одним из важнейших компонентов
гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает
знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала
гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему
своего края.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени
основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и
основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания
любви к нему, формирования гражданственности обучающихся.

Цель программы «Музееведение» - повысить интерес учащихся к истории родного края, родного села.
Задачи программы:
1. Познакомить с историей музейного дела;
2. Собрать, сохранить историческое наследие родного села;
3. Овладеть приемами и навыками краеведческой деятельности;
4. Упорядочить собранный материал: систематизация и учет документов;
5.Развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности.
6. Воспитывать патриотизм, чувство ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину.
7. Подготовить обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.
Программа рассчитана на учащихся 13-15 лет.
Объем программы – 34 часов, 1 час в неделю.
Форма обучения – очная, в дневное внеурочное время
Формы и методы работы кружка.
Программа кружка «Музееведение» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого
собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному
исследовательскому поиску и, наконец, овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и
экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные учащимися при изучении
школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии и др.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники поможет в значительной мере повысить
эффективность самостоятельной работы учащихся в процессе поисково-исследовательской работы в школьной
музейной комнате.
Занятия кружка нацелены на формирование у учащихся устойчивого интереса к музееведческой деятельности. В
процессе проведения занятий кружка планируется посещение учащимися различных музеев, знакомство с приемами
экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих
информацию о крупнейших музейных собраниях Свердловской области и России.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий
поиск, совместную деятельность учащихся и учителей школы.
Формы и методы проведения занятий кружка «Музееведение»
• групповые, индивидуальные исследования;
• экскурсии;
• создание музейной экспозиции;
• работа с архивными документами;
• работа в библиотеке, изучение публикаций в газете;
• встречи с интересными людьми;
• проектная и исследовательская деятельность;
• изучение и описание музейных предметов;
• создание видео презентаций;
• посещение музеев города, района и края;
• оформление выставок, обновление экспозиций.
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков,
разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных
людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и
культуры Сысертского района и Свердловской области, встреча с жителями Кашино; поиск и сбор предметов

материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в
Интернете, познавательные игры и т.д.).

Формы

Цели, практическая направленность

Посещение музеев, экскурсии

Первичное знакомство, поиск тем для исследований. Составление самостоятельных
экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций.

Оформление выставки

Оформление выставок и экспозиций

Выступление перед членами
кружка с докладами и
сообщениями

Овладение навыками публичных выступлений, умением формировать свои мысли и
грамотно излагать их перед аудиторией

Работа по индивидуальному
плану

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы,
написание докладов, сообщений, подготовка проектов и творческих работ.

Индивидуальные консультации

Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ

Создание фото- и
художественных выставок

Учить умению оформления стендов, переносных выставок в соответствии с
выбранной темой.

Создание информационного
блока в музее

Накопление архивного, научно-исследовательского материала, накопление аудиовидео и мультимедийных программ, создание «Библиотеки юного музееведа»

Проектно-исследовательская
деятельность

Исследовательская работа в школьном музее. Сбор материалов для школьного музея.

1. Планируемые результаты.
В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие образовательные результаты:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
7) воспитание у учащихся чувства уважения к истории, людям труда, создателям материальной культуры.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать учебные действия;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска, сбора информации;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
7) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:
1) приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности
(активность в создании самостоятельных исследований и проектов);
2) достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию,
классификации предметов музейного значения, проведению экскурсий по экспозициям музея.
4) специальной музейной терминологией;
5) развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентаций и творческих работ по
профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания
сознания школьников.
6)Поиск музейных предметов силами членов музейного кружка.

2.Содержание программы
первого года обучения.
1.Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.
Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура
курса. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа
реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции.

РазделI. Что такое музей.( 8 ч)
1.1.История появления и развития музеев.
Исторические предпосылки возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества.

1.2. Виды музеев.
Профиль музеев, виды музеев, типологическое деление музеев по их основному общественному назначению.

1.3. Музеи России.

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева
сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в
становлении российских музеев. Иркутский музеум и начало провинциальных музеев. Музеи первой половиныХIХ в. Социальноэкономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование
сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на
музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитарного
общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталитаризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в
посттоталитарном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового
периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня. Перспективы развития
музеев России.

1.4. Необычные музеи.
Раздел II. Исторические источники.( 7ч)
2.1. Понятие «исторические источники».
Понятие «исторические источники». Вспомогательные исторические дисциплины, изучающие исторические источники. Основные
источники по истории родного края, где можно найти источники.

2.2. Письменные источники.
Виды письменных источников. Науки, изучающие письменные источники.

2.3. Устные источники.
Виды устных источников. Науки, изучающие устные источники.

2.4. Вещественные источники.
Виды вещественных источников. Науки, изучающие вещественные источники.

2.5. Работа с источником.
Работа с вещественными и письменными источниками на базе школьного музея.

2.6. Работа с библиотечными фондами.
Приемы работы с научно – популярной литературой, словарями, периодической печатью

2.7. Работа с электронными ресурсами.
Поиск материала в сети INTERNET.

Раздел III. Музейные фонды.(19ч)
3.1. Понятие «музейные фонды».

Музейные предметы. Основные свойства музейных предметов. Уникальные музейные предметы. Понятие «фонды музея». Основные и
вспомогательные, обменные фонды музея. Атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация музейных предметов.

3.2. Комплектование фонда музея.
Значение и задача комплектования фондов. Комплектование фондов в деятельности музея. Организация работы по комплектованию фондов.
Планирование, источники и организационные формы комплектования.

3.3. Основные правила работы с музейными экспонатами.
Основные правила работы с музейными экспонатами.

3.4. Хранение музейных материалов.
Понятие «хранение музейных фондов». Естественное старение, биологические вредители, механическое повреждение. Установление
режима хранения. Система хранения фондов. Температурно-влажностный режим. Защита от загрязнителей воздуха, световой режим,
биологический режим. Защита музейных фондов от механических повреждений и защита фондов в экстремальных ситуациях.

3.5. Музейный комплекс.
Понятие «культурный комплекс». Составление музейного комплекса.

3.6. Музейные экспонаты.
представление о музейных предметах, музейных экспонатах, предметах музейного назначения. Завершается практикой в школьном музее.

3.7. Изучение музейных экспонатов.
Понятие «Изучение музейных предметов», особенности изучения музейных предметов современного периода.

3.8. Учет музейных фондов.
Учет движения музейных фондов. Переучет музейных фондов. Музейные каталоги и их системы. Порядок пользования музейной фондовой
документацией.

3.9. Этикетаж.
Применение указателей, оглавительные тексты и этикетаж.

3.10. Работа в фондах музея.
Самостоятельное изучение музейных предметов и подготовка докладов воспитанниками.

Содержание программы второго года обучения.
1.Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ.
Предмет и задачи курса. Инструктаж по ТБ.

РазделI. Искусство музейной экспозиции.(16 ч)
1.1. Виды экспозиций.
Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Ее
характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения.
Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок
Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное
проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок.
Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок.

1.2. Методы построения музейной экспозиции.
Принципы построения экспозиций. Концепция будущей экспозиции: цели, задачи ее создания и использования, определение и объяснение
тематики экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов. Разработка тематико-экспозиционного плана.

1.3. Создание музейной экспозиции.
Проектирование собственной экспозиции и построение ее в школьном музее.

Раздел II. Музейная экскурсия.(9 ч)
2.1. Виды музейных экскурсий.
Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к
экскурсии.

2.2. Правила поведения экскурсовода.
Правила поведения экскурсовода.

2.3. Подготовка экскурсии.
Написание текста обзорной экскурсии к выставке.

2.4. Проведение экскурсии.
Проведение учащимися экскурсий по созданной ими экспозиции.

Раздел III. Проектная деятельность.(10)
3.1. Формы и методы исследовательской работы.
Музей как научно-исследовательское учреждение. Направления и тематика научно-исследовательской работы музеев. Формы и методы
исследовательской работы.

3.2. Исследовательский проект.
Направления и тематика исследования, цели и задачи исследования, актуальная проблематика, сроки реализации, учет требований к
исследовательским работам, форма выхода результатов исследования.

3.3. Разработка исследовательских проектов.
Исследовательская работа воспитанников по тематике школьного музея.

3.4. Защита исследовательских проектов.
Выступления учащихся по защите проектов.

3. Тематический планирование
1 год обучения
Количество часов
№

Наименование темы

Вводное занятие. Цели и задачи творческого
объединения.
2. Музееведение как научная дисциплина
3. Классификация музеев
4. Проблемы материальной культуры
5. Музейный предмет (экспонат)
6. Музейная экспозиция
7. Музейная выставка
8. Комплектование музейных фондов
9. Учет музейных фондов
10. Хранение музейных фондов
11. Досугово-образовательная деятельность музея
12. Заключительное занятие
Итого:
1.

всего теория

практика

экскурсии

1

1

-

-

1
3
9
3
3
3
2
2
2
4
1
34ч.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
10ч.

1
6
1
1
2
1
1
1
3
18ч.

1
2
1
1
1
6ч.

тематическое планирование второго года обучения.
№

Раздел, тема.

Содержание и задачи работы
кружка. Правила ТБ.
I
Искусство музейной
экспозиции.
2-3 Виды экспозиций.
4-5- Методы построения музейной
6-7 экспозиции.
8Создание музейной
17 экспозиции.
II
Музейная экскурсия.
1

1819
20
2124
2526
III
27
2829

Кол-во
часов
1

Теория Практика
1
6

16
2
4

Дата
Форма
проведения проведения
лекция

10
лекция
лекция

2
4

10

практическое
занятие

10
3

6

9
2

2

лекция

Правила поведения
экскурсовода.
Подготовка экскурсии.

1

1

лекция

4

4

консультации

Проведение экскурсии.

2

2

экскурсии

Виды музейных экскурсий.

Проектная деятельность.
Формы и методы
исследовательской работы.
Исследовательский проект.

4

6

10
1

1

лекция

3

3

лекция

3034

Разработка исследовательских
проектов.
Защита исследовательских
проектов.

4

4

проектная и
исследовательская деятельность;
создание
презентаций
семинар



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.